Малая родина

Легенда грузинских корней

...Такие замысловатые истории и легенды, я уверен, хранятся в «шкафу» каждой семьи. Но в детстве нам неинтересны биографии дедушек-бабушек — мы просто не можем представить, что и они тоже когда-то были молоды. Взрослея, ленимся распутывать клубки прожитых кем-то жизней. А потом приходит время, когда делать это становится поздно... Вот и выходит, что предков своих мы не знаем. И детям-внукам достаётся линялое подобие правды.

Вот что мы попытались восстановить всей семьёй, привлекая на помощь воспоминания и кой-какие источники из семейного архива.

Дело было в грузинском городе Гори, откуда родом, как известно, «отец всех народов».

К красавице-грузинке Таис, дочери машиниста, служившего на железной дороге, сватался парень Вано. Сватался безуспешно. Родители не хотели отдавать за него единственную свою дочь. Что мог в семью принести, какой надел или наследство мог от отца получить Вано — десятый, младший сын?.. Впрочем, может, причиной было что-то совсем другое. Мы можем сейчас выстроить лишь понятную нам логическую цепь событий.

Но любовь была взаимной и сильной. Вано решается выкрасть возлюбленную. Они пускаются в бегство.

Эта романтическая история, плюс ко всему, разворачивается на фоне драмы Отечества — Гражданской войны. Вано оказался единственным из семьи, принявшим сторону красных. Ему посылают весть, что отныне ему нет возврата в родное гнездо: он навеки проклят близкими. Горячий и порывистый юноша вступает в Первую Конную армию Будёного. Здесь он отказывается от своих кавказских корней. И, записываясь в красноармейцы, меняет не только грузинскую фамилию, но и национальность. Теперь он русский боец-красноармеец Иван Георгиевич Колесников.

Почему именно такую фамилию он выбрал?.. Звучит вполне по-рабоче-крестьянски. К тому же и будёновские тачанки, и паровозы, которые водил отец молодой жены, дают какой-то общий намёк на этот образ. Впрочем, остаётся только гадать.

А Таис становится Таисией. Она медсестра. Хотя на старых фотографиях нездешней южной красотой очень похожа на звезду немого кино.

Это история моих дедушки и бабушки — родителей моего отца, грузина по крови, русского по паспорту.

Дед, кадровый военный, прошёл всю войну. Уволился в звании полковника. Уже в зрелом возрасте я «разглядел» на его мундире Орден Ленина, Орден Красной Звезды, Орден Отечественной войны. Был он человеком жёстким, суровым, категоричным, без сантиментов. И особые расспросы были как-то не в ходу. Но знаю, что его все уважали, о нём много писали в газетах.

Он был счастлив, когда я, став сотрудником боевой группы «Вымпел», надел военную форму. Потому что оба сына в этом смысле не оправдали его надежд. Они избрали вполне мирные профессии.

Легенда грузинских корнейЛегенда грузинских корнейЛегенда грузинских корней

Легенда грузинских корнейЛегенда грузинских корнейЛегенда грузинских корнейЛегенда грузинских корней

Мои родители

Папа мой, Александр Иванович, был инженером-механиком. В городе Кирово-Чепецке Кировской области он оказался, когда там только-только начал развиваться химический комбинат. В 50-х годах новый город, собственно, и вырос вокруг этого предприятия. Комбинат был одним из крупнейших химических производств страны.

Мама, Лидия Андреевна — родом из Подмосковья. В их семье тоже есть предание, что маминого отца, когда он был совсем ещё ребёнком, выкрал цыганский табор и что вырос он в цыганском кочевье. Но это тоже теперь уже тайна. Не знаю, от дедушки ли это Андрея, но странным образом чувствую в себе зов вольного ветра, цыганской песни, кочевых дорог, ярких красок, огня костров...

В молодом городе мама тоже появилась по «кадровому призыву». Потому что гиганта химической промышленности надо ещё и кормить. Мама была поваром, заведующей столовой, потом кафе. Она давно на пенсии, но заводской коллектив её уважает и помнит, всегда приглашает вместе отметить знаменательные даты.

Мама в молодости занималась лыжным спортом. Причём очень серьёзно. Поднималась на пьедестал почёта ответственных соревнований республиканского масштаба. Ей прочили блестящее спортивное будущее. Но тут — встреча с папой, любовь, семья... И на свет появился я.

Произошло это 6 июня 1962 года. Под маминым сердцем я «отсиживался» не девять, как положено, а целых десять месяцев. С мамой по сей день чувствую необыкновенно сильную душевную связь. Сегодня, с высоты лет, понимаешь, что именно она спасала меня в драматических обстоятельствах. Нежные мамины руки мне снились в тяжёлых походах. Маме писал я песни, находясь очень далеко от неё.

Мои родителиМои родителиМои родителиМои родители

Мои родителиМои родителиМои родителиМои родители

Мои родителиМои родителиМои родители

Мои родителиМои родителиМои родителиМои родители

Кирово-Чепецк. Начало начал

Добрую половину детства, буквально с двухнедельного возраста, я провёл у своих грузинских дедушки и бабушки. Они в то время жили в украинском городе Сумы. Малой родиной тем не менее считаю Кировскую область, берега Вятки.

Это древний, исконно русский край. Он до сей поры во многом хранит своеобычность: в говоре, фольклоре, ремёслах, старинных постройках. У коренных вятичей свой характер, свой менталитет. Много талантливых интересных людей. Здесь стойкие и здоровые художественные традиции. К примеру, отсюда родом знаменитая дымковская игрушка.

Закончил я школу № 4 в городе Кирово-Чепецке. Это типично советский город-трудяга. Без архитектурных изысков. Не думаю, что химкомбинат сильно украсил живописные берега реки Вятки. Не принёс он пользы и экологии. И всё-таки было сделано много, чтобы люди творили, развивались, занимались спортом.

Знаменитый хоккеист Александр Мальцев — с нашего кирово-чепецкого льда. Художественная школа, бессменным директором которой не одно десятилетие был Леонид Тимофеевич Брылин, воспитала замечательных мастеров, среди которых есть даже академик. Недавно был здесь на юбилейной выставке — ярчайшие впечатлении! Мои земляки есть в труппах ярких столичных театров. А мой школьный однокашник Илья Брылин — известный композитор, неоднократный лауреат любимых народом конкурсов «Песня года».

Былая промышленная градообразующая империя сегодня, увы, сворачивается и тянет за собой всю социальную сферу. В городе нет даже кинотеатра. Нынешняя молодёжь может позавидовать нашему поколению. У нас была возможность заниматься в Доме культуры химкомбината в пору его кадровой и материально-технической мощи. Народный театр «Современник» под руководством Светланы Николаевны Свежаковой — особая страница моей школьной юности. И без неё, возможно, многое совсем не так сложилось в судьбе...

Кирово-Чепецк. Начало началКирово-Чепецк. Начало началКирово-Чепецк. Начало начал

Кирово-Чепецк. Начало началКирово-Чепецк. Начало началКирово-Чепецк. Начало началКирово-Чепецк. Начало начал

Кирово-Чепецк. Начало началКирово-Чепецк. Начало началКирово-Чепецк. Начало начал

Кирово-Чепецк. Начало началКирово-Чепецк. Начало началКирово-Чепецк. Начало начал

Мой «Современник»

...На городском конкурсе чтецов я выступал со стихотворением Александра Межирова «Коммунисты, вперёд!». Жюри ещё не подвело итогов, а ко мне уже подошла представительница театра и пригласила в молодёжную студию этого коллектива.

Театр, надо сказать, был очень сильным. Он ездил на гастроли, занимал первые места на смотрах, фестивалях и конкурсах. В нём и в помине не было жалкого духа провинциальной самодеятельности. Как и столичный «Современник», наш театр был властителем дум, магнетическим центром духовной жизни города. А для нас, старшеклассников, он стал центром какой-то новой Вселенной.

Здесь открывался мир человеческих идей, выраженных в слове, диалогах, действии, образах. Здесь мы дотрагивались до человеческих судеб, мотивов поступков, мира чувств других людей. Здесь мы ощутили существование в мире иной планки целей и смысла жизни. Как будто небо над нами поднялось выше. Здесь мы говорили о вечном, каким оно представляется в 15-16 лет, спорили, влюблялись...

Играли спектакли «В списках не значился...» по Б.Васильеву, «Двадцать лет спустя» по М.Светлову, «Жестокие игры» по В.Арбузову... До сих пор помню реплики, звучавшую за сценой музыку... Помню и решимость, с которой после окончания школы отправился поступать на режиссёрский факультет Киевского театрального института имени Карпенко-Карого. Но приехал я без некоторых нужных документов. А время приёма уже истекало. Тем не менее написал режиссёрскую разработку арбузовской пьесы. Мою работу прочитали и напутствовали: «Обязательно приезжайте на следующий год. Вы просто обязаны учиться в театральном...»

Но через год я был уже обязан не театру, а Родине.

Меня призвали на срочную службу в Краснознамённый Орденоносный Кремлёвский полк.

Мой «Современник»Мой «Современник»Мой «Современник»

Мой «Современник»Мой «Современник»Мой «Современник»

Мой «Современник»Мой «Современник»Мой «Современник»

Мой «Современник»Мой «Современник»Мой «Современник»

Мой «Современник»Мой «Современник»Мой «Современник»

При использовании материалов сайта
ссылка на источник Rupor-prapora обязательна.
Разработка и дизайн: Альберт Пугаченко (PANpredator)
© Анатолий Колесников, 2007–2017.
Фотосессия — Евгений Колков.
Посетители: за месяц — 3545, вчера — 115, сегодня — 43.