Главная | Легендарная ледовая трасса мужества — «Дорога жизни»

Легендарная ледовая трасса мужества — «Дорога жизни»

22 ноября 1941 года была открыта легендарная ледовая трасса мужества — «Дорога жизни», связавшая осаждённый Ленинград с Большой землей.

Во время Великой Отечественной войны это была единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро. В периоды навигации — по воде, зимой — по льду она связывалаблокадный Ленинград со страной. Автодорога, проложенная по льду, часто называется Ледовой дорогой жизни (официально — Военно-автомобильная дорога № 101 (№ 102)). У маяка Осиновец существует также музей «Дорога жизни».

Помимо войск в кольце блокады, как известно, оказалось всё гражданское население города. Для его снабжения требовалось устроить доставку грузов, что можно было сделать либо при помощи авиации, либо завозить грузы по воде — через Ладожское озеро на контролируемое блокированными советскими войсками побережье Ладоги. Авиамост в Ленинград был налажен, но он не мог полностью удовлетворить потребности в перевозках. Началось освоение водного маршрута.

В мирное время основное транспортное сообщение Ленинграда с остальной страной происходило железнодорожным транспортом и внутренним водным.

30 августа Государственный Комитет Обороны принял постановление «О транспортировке грузов для Ленинграда». Но в тот же день германские войска вышли к Неве, перерезав путь прямого водного снабжения города с остальной страной. Также была захвачена железнодорожная станция Мга — тем самым город оказался отрезан от последней железной дороги, связывающей его со страной.

В октябре начались работы по подготовке к строительству ледовой трассы через Ладожское озеро. В основном работы заключались в обобщении разрозненных данных о ледовом режиме Ладожского озера, трассировки дороги и расчёте затрат на её сооружение. 13 ноября начальником тыла Ленинградского фронта Ф.Н. Лагуновым был подписан приказ «Об организации постройки ледяной дороги по водной трассе мыс Осиновец — маяк Кареджи». Дорогу предполагалась устроить шириной 10 м для двухстороннего движения автотранспорта. Дорога жизни была проложена ценой неимоверных усилий.

Общее количество грузов, перевезённых в Ленинград по Дороге жизни за весь период её действия, составило свыше 1 млн 615 тыс. тонн. За это же время из города было эвакуировано около 1 млн 376 тыс. человек.

Современное шоссе Санкт-Петербург — Морье во Всеволожском районе повторяет сухопутный участок дороги из Ленинграда до Ладоги, вдоль него расположены памятники, посвящённые Дороге жизни.

Всего на Дороге жизни установлено 7 монументов, 46 памятных столбов вдоль шоссе и 56 столбов вдоль железной дороги. Все эти сооружения входят в Зелёный пояс Славы.

При использовании материалов сайта
ссылка на источник Rupor-prapora обязательна.
Разработка и дизайн: Альберт Пугаченко (PANpredator)
© Анатолий Колесников, 2007–2019.
Фотосессия — Евгений Колков.
Посетители: за месяц — 1629, вчера — 42, сегодня — 18.